Восхождение интеллектуальных игр. Как Что? Где? Когда? завоевывает Югру

Восхождение интеллектуальных игр. Как Что? Где? Когда? завоевывает Югру

Развлечения для ума сегодня становятся все более популярными. Школьники, студенты, работающая молодежь – на интеллектуальных играх есть все. Причем помимо завсегдатаев полно людей, которые приходят время от времени ради свежих впечатлений.

Пару раз в году мы с друзьями посещаем городской турнир Ханты­-Мансийска по «Что? Где? Когда?», где героически боремся за место чуть выше середины списка. И что всегда поражает, так это насыщенность игр: большое количество команд, участие явных «ветеранов» и постоянный приток новых людей. В зале стабильно присутствует полторы­-две сотни человек. Одним словом, видно, что этот вид интеллектуального развлечения очень популярен. Ведь турнир – лишь верхушка айсберга, а само движение намного шире. Как же игра сумела достичь такого уровня в Югре, где ранее был развит лишь КВН?

Для этого мы связались с человеком, который был одним из основателей этого движения в нашем округе. Это Александр Лавренов, начальник управления по физической культуре, спорту, молодежной политике и туризму Ханты-Мансийска.

– Интеллектуальное игровое движение «Что? Где? Когда?» – это своеобразный пласт, объединяющий многих ребят. Сейчас в Ханты­-Мансийске играет в среднем 30 команд – причем это только студенческие и взрослые. Плюс мы привлекаем семь­-восемь команд школьников. А зародилось движение в округе в 2000 году, – рассказал Александр.

По его словам, когда в 1999 году он приехал в Югру, увидел, что здесь сильно развито движение КВН, «Студвесны», а вот игры «Что? Где? Когда?» попросту не было. Однако были люди, которым это направление тоже нравилось. Тогда они объединили усилия – начали с Сургута: Сургутского пединститута и СурГУ. Это были внутренние университетские турниры.

– Потом нас поддержал комитет по молодежной политике Ханты-­Мансийска. И вот уже на протяжении более чем десяти лет мы проводим городские турниры, – поведал Александр Лавренов. – Сейчас это называется «Чемпионат Ханты-­Мансийска по интеллектуальным играм», куда включены весенне-­осенние турниры по «Что? Где? Когда?» и новогодний «Брейн­ринг».

Как игра растёт

Тогда же, десять лет назад, был создан Кубок Югры – окружной чемпионат по интеллектуальным играм. Туда вошли ЧГК, «Брейн­ринг», «Своя игра», «Эрудит­квартет».

– В тот период мы стали привозить именитых игроков элитарного клуба «Что? Где? Когда?» – магистров, обладателей хрустальных сов. Это дало еще больший толчок развитию движения, – отметил Александр. По его оценкам, сейчас в Югре есть три центра, где оно развито по-­настоящему сильно. Это Ханты­-Мансийск, Сургут и Нижневартовск.

Вместе с тем есть у движения и свои проблемы. Так, в последнее время стало меньше студенческих команд – старые выросли и теперь идут в общем или корпоративном зачете. Однако все не так однозначно. Тот же Югорский госуниверситет регулярно проводит собственные турниры и выставляет сильнейших на городском уровне.

– Также мы каждую субботу играем синхронный чемпионат на базе ЮГУ. Это своего рода общий всероссийский чемпионат – нам приходят вопросы, и Андрей Храмов (наш координатор в городе) доводит их до команд, – рассказал Александр. – О них мало кто знает, и иногда очень странно общаться с командами, которые приходят только на осенне-­весенние чемпионаты и хотят взять минимум половину вопросов. Ведь кто постоянно в призерах? «А­2», «Юграорг», «Имба», «Не придумали названия». А все потому, что они каждую субботу играют. Еще очень радуют ребята из югорского физико-­математического лицея и третьей школы.

Любопытный факт: очень многие победители – не филологи или гуманитарии, а технари. Дело в том, что они мыслят более конструктивно и четко, не тратя драгоценное время на лишние рассуждения – у них все поставлено на достижение цели.

Как выглядит  команда  организаторов?

Организация того же турнира – это достаточно серьезная задача, требующая больших ресурсов. Поэтому администрация города берет на себя организационные моменты. В остальном же игра держится на энтузиастах.

Что даёт  участникам?

Очевидно, что движение вобрало тех ребят, которые увлекаются подобными вещами, и играют они ради удовольствия. Но что еще они получают?

– В первую очередь, они учатся работать в команде, – ответил на наш вопрос Александр. – Эта минута, придуманная Ворошиловым и его коллегами, дает больший толчок для создания слаженного коллектива, чем какие­либо многодневные тренинги. За эти 60 секунд можно узнать друг о друге все: кто тебе поможет, кто подскажет, кто утопит вопрос…

Далее он рассказал, что в команде у каждого своя роль. Обязательно должны быть капитан, эрудит и тормоз. Тормоз – в хорошем смысле! Дело в том, что, когда все начинают зацикливаться на одной версии, нужен человек, который сказал бы: все, стоп, эту версию отработали, давайте следующую.

– Чем мне помогло в работе… Это развитие так называемого инсайта. Это путь раскрутки вопроса. Когда на тех или иных совещаниях, мне, например, дают несколько вводных, я могу для себя выстроить логическую цепочку, – поделился личным опытом наш собеседник. – И ребята, которые используют этот навык, становятся успешными менеджерами. Есть, конечно, чистые эрудиты, которые обладают энциклопедическими знаниями. Они играют просто ради удовольствия. И такой человек обязательно должен быть в команде.

Незабываемые  впечатления

О том, почему в это играют, мне рассказали люди, с которыми я и познакомился благодаря «Что? Где? Когда?». Когда-­то они в буквальном смысле остановили меня посреди улицы и предложили сыграть с ними. Как выяснилось чуть позже, им в команде не хватало одного человека, и они схватили первого встречного – меня. Это была типичная студенческая команда, с опытными игроками и новичками.

– Все началось еще в детстве, когда я увидел по телевизору телепередачу «Что? Где? Когда?». После этого появились мысли: «Вот мне бы поиграть». И в школе начал принимать участие в данном мероприятии, после в городе нашел клуб ЧГК и продолжаю играть там, – рассказал Игорь. – Что больше всего нравится? Это каверзные и сложные вопросы. ЧГК помогает развить множество черт и способностей, например: логику мышления, отстаивание позиции, умение подавать апелляции.

Его друг Ильдар – новичок в ЧГК, но тоже оценил игру:

– Мне нравится тот ход мыслей, который возникает во время игры. Даются какие­-то зацепки, и ты по ним пытаешься найти подходящий по смыслу ответ. Это чем-­то похоже на пазл.

От себя добавлю, что ЧГК – это настоящий вызов для ума и отличное средство, чтобы отвлечься от рутины и встряхнуться. А кроме того, это весело! Ведь, как верно заметил Александр Лавренов во время последней игры, качество вопроса определяется громкостью хлопка ладони о лоб после зачитывания правильного ответа. Пожалуй, это самая емкая и верная характеристика «Что? Где? Когда?».

Играть в ЧГК весело, но поначалу каверзные вопросы могут поставить в тупик и даже расстроить. Так, в порядке эксперимента я зачитал несколько типичных вопросов своим коллегам, не подозревавшим о проводимом эксперименте. Правильных ответов было – ровно ни одного. В результате мои друзья слегка расстроились, а эксперимент пришлось свернуть от греха подальше. Мораль: будьте готовы к неудачам в этой суровой, но прекрасной игре.

Дмитрий ЩЕГЛОВ, активист развития движения «Что? Где? Когда?» в Сургуте:

– В Сургуте интеллектуальное движение зародилось в 2000 году, когда в СурГУ собрали первую в истории команду по «Что? Где? Когда?» – она называлась «Северная пчела». В течение нескольких лет только она стабильно участвовала в разных соревнованиях – другие команды собирались и быстро распадались. Второй виток развития движения произошел в 2004 году – тогда с притоком «свежей крови» в виде молодых студентов СурГУ стали зарождаться новые постоянные команды.

К 2008 году многие игроки, начинавшие играть в «Что? Где? Когда?» в студенчестве, уже выпустились, и официально был создан клуб интеллектуальных игр Сургута. В этом же году начал свою историю открытый чемпионат Сургута по интеллектуальным играм, который состоит из четырех этапов и проходит с октября по апрель. В 2013 году при поддержке Дмитрия Попова он получил статус Кубка главы города Сургута.

Также с 2008 года в интеллектуальное движение стали активно вливаться молодые специалисты города. Количество корпоративных команд, постоянно участвующих в соревнованиях, выросло с двух­трех до 17–20. В свою очередь, с 2013 года в интеллектуальное движение стали активно вливаться школьники – всего за пару лет количество их команд выросло с 15 до 45 только в Сургуте. Всего же в школьном чемпионате Югры 2014/2015 годов приняли участие более 150 школьных команд – то есть почти тысяча человек.

Сейчас, на конец 2015 года, можно констатировать, что в интеллектуальном движении Сургута состоит около тысячи активных постоянных участников – школьников, студентов, работающей молодежи. И тенденция к увеличению их числа сохранится.

Поддержка интеллектуального движения от региональной власти имеется – в организационном плане. Само одобрение Натальи Комаровой на проведение Кубка губернатора Югры по интеллектуальным играм уже многого стоит. Департамент образования и молодежной политики Югры активно поддерживает проведение регионального школьного чемпионата.

Если говорить о финансовой помощи, то деньги на некоторые мероприятия сургутский и югорский интеллектуальные клубы получают на окружных грантовых конкурсах. Финансирование основной части соревнований приходится искать у спонсоров либо осуществлять из собственных средств клуба.




Другие новости

Другие новости