Учить, воспитывать, развиваться

Учить, воспитывать, развиваться

Нынешним летом это образовательное учреждение, а также школы № № 22 и 20, вошли в федеральную программу "Доступная среда", призванную облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель программы - сделать образовательные учреждения доступными и комфортными для пребывания в них детей-инвалидов. Как рассказала директор школы № 4 Оксана Мигунова, участие школы в программе связано с тем, что сейчас в ней обучаются около тридцати детей с ограниченными возможностями здоровья, ещё шестеро получают образование на дому. Те тридцать, что ежедневно приходят на занятия - в основном это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. Кроме того, есть дети с нарушениями речи и снижением остроты зрения.

С сентября 2015 года в школе опираются на федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Требования современного законодательства таковы, что если в школе есть хоть один ребенок с ОВЗ, учреждение обязано разработать адаптированную образовательную программу, которая будет учитывать возможности каждого ребенка и сделает образовательный процесс более индивидуализированным. Ребенок, обучавшийся по адаптированной образовательной программе, получит обычный аттестат государственного образца. Для обучения по адаптированной программе родителям (законным представителям) достаточно написать заявление. По желанию дети с ОВЗ могут обучаться и по обычной образовательной программе.

В рамках "Доступной среды" в школе уже завершается реконструкция - у входной группы установлен пандус. На путях передвижения к учебным кабинетам отремонтировано напольное покрытие. Вскоре на всех путях эвакуации будут установлены травмобезопасные поручни. Для детей с ОВЗ будет устроена комфортная комната гигиены. Также школа получила гусеничный лестничный подъёмник, с помощью которого коляски будут попадать на второй и третий этажи. В рекреациях найдётся место для мягких модулей и зоны релаксации.

Для детей с речевыми нарушениями модернизируется логопедический пункт. Ежегодно в школе обучается около 250 детей, нуждающихся в помощи логопеда. Этот кабинет еженедельно посещает 60 ребятишек 7-10 лет.

Конечно, в рамках одного проекта добиться полной доступности образовательного учреждения невозможно. Но серьёзное начало, безусловно, положено. К концу ноября школа рассчитывает завершить ремонтные работы и заполнить паспорт доступности.

Участие в программе "Доступная среда" - не единственное нововведение этого года. С сентября 2015 школа № 4 стала ресурсным центром по организации сетевого взаимодействия между школами Миасского городского округа и ЧелГУ - на базе школы № 4 открыты университетские классы, в которых работают преподаватели этого университета и лучших лицеев Челябинска. Десятиклассники из школ № № 4, 11, 35, 1 и 44 занимаются по субботам профильными предметами под руководством опытных педагогов. К примеру, физику ученикам профильного физико-математического класса преподаёт обладатель звания "Лучший учитель России" Иван Александрович Иоголевич, математику - преподаватель ЧелГу Полина Алексеевна Фомина. В десятых классах появился естественно-научный профиль с упором на химию и биологию, который набирает обороты, есть свои приверженцы и у профиля гуманитарного, выбранного детьми, увлечёнными русским языком, литературой, историей и обществознанием.

Сейчас в школе обучаются 1 190 детей, средняя наполняемость по школе - 26 человек в классе, первоклассников - четыре класса. Уже проводили день открытых дверей для тех малышей, что придут в школу в следующем учебном году - уже 119 желающих, и это не предел. Как говорит Оксана Мигунова, если в школу хотят приходить, значит, она жива, и движется в правильном направлении.

В школу приходят не только дети, но и педагоги - в этом году пришло шесть специалистов, причём трое из них - представители сильного пола, и все они искренне увлечены своей работой и любят детей. Хотя, конечно, есть моменты в повседневной работе школы, которые необходимо улучшать - и не всегда это то, что можно купить. По мнению директора, участникам образовательных отношений не всегда хватает терпимости и взаимопонимания. Бывают негативные проявления, связанные с эмоциональными всплесками, потому что попросту не хватает времени, чтобы остановиться, разобраться и лучше понять друг друга. Заедает текучка, рутина. И взрослым, и детям, перегруженным сложными учебными программами, причём "перегруженными" во всех смыслах - тяжёлые портфели, увы, в прошлое пока не канули.

А вот многие проблемы, имеющие материальную составляющую, школа успешно решает - например, обеспечение учебниками. Начальная школа обеспечена на сто процентов, среднее звено - на 80-90 процентов, в зависимости от предмета. Пока не хватает учебников по географии, химии, биологии.

Школа № 4 в 2016 году станет неким образовательным центром в микрорайоне. В школе появиться дошкольное отделение (к ней будут присоединены три детских сада № 16, 73 и 77, находящихся в этом же районе) и начнёт работать отделение дополнительного образования. Как прокомментировала Оксана Мигунова, сейчас по всей стране запущен процесс оптимизации, и система образования не осталась в стороне.

Не следует думать, что после такой реорганизации произойдет коренной переворот в системе образования, в работе детских садов и школы. Потребители услуг (родители и дети) скорее всего, не заметят особых отличий. Изменения коснутся финансово-экономической деятельности и структуры управления. У Оксаны Мигуновой появится заместитель по дошкольному отделению, в каждом садике будет назначен старший воспитатель, к которому будут обращаться родители по текущим вопросам, хозяйственными вопросами по-прежнему будут ведать завхозы на местах, также будут назначены часы приёма у директора объединённого учреждения и его заместителя. Конечно, у учреждения будет единая бухгалтерия, устав и положение об оплате труда. По предварительным расчётам зарплата основных сотрудников дошкольного отделения должна подняться примерно на 25 процентов. Правда, пока этого нельзя сказать о вспомогательном персонале детских садов, зарплата которых напрямую привязана к МРОТ, но этот вопрос будет решаться.

Школа надеется на получение и социального эффекта. Объединение повысит и качество образовательных услуг за счёт объединения кадровых и материально-технических ресурсов. Недавно городское управление образования совместно с детскими садами и школой провело собрание с родителями дошкольников, в ходе которого не возникало негативных реакций и мнений.

Но есть "больной" вопрос - школа невероятно востребована, и желающих учиться в ней много. Родителей интересовало, будут ли их ребятишек автоматически переводить из дошкольного отделения в первый класс, если, к примеру, по прописке они окажутся "приписаны" к другому учебному заведению, в которое не хочется идти? И вопрос логичен, обоснован и понятен, если взглянуть на это с позиции родителя - зачем разводить "всю эту кашу", расписывать все преимущества объединённого учреждения, если в конечном итоге их ребёнок окажется "выброшен за борт" после выпускного в детском саду? Какой смысл тогда осуществлять в садике базовую подготовку под конкретную школу, если потом в эту школу не берут? Как объяснила Оксана Мигунова, они надеются, что реорганизация снимет эту проблему. Но пока процесс обьединения только начинается, и полностью будет завершен до 1июля 2016 года.

Сейчас школа изучает потребности, потому что не хочется нарушать и права тех, кто проживает в шаговой доступности от школы, но посещает другие детские сады или вообще не посещает ДОУ. Приём же заявлений в первый класс начнется в феврале 2016 года.

Юлия Кушпиль



Другие новости

Другие новости