От Филеаса Фогга до наших дней: железнодорожный музей Индии

От Филеаса Фогга до наших дней: железнодорожный музей Индии

© Фото: Ольга Никушкина, Евгений Пахомов

Персонаж известного произведения Жюля Верна "Вокруг света в 80 дней" Филеас Фогг поспорил в 1872 году, что сможет обогнуть земной шар за столь короткий по тем временам срок, когда узнал, что достроена железная дорога из Бомбея в Калькутту. А банкир Джон Сэлливан, держа в руках свежий выпуск "Морнинг кроникл", тогда с восхищением сообщил: "Действительно, господа! В восемьдесят дней, с тех пор как открыто движение по линии между Роталем и Аллахабадом, по Великой индийской железной дороге".

В то время для миллионов читателей и любителей приключений именно индийские железные дороги, проложенные в тропических джунглях, стали символом прогресса и практического успеха инженерной мысли. В России немало молодых и романтично настроенных читателей "Вокруг света в 80 дней" мечтали да и мечтают прокатиться вслед за Фоггом и его слугой Паспарту. А современные поклонники кино как в России, так и во всем мире не отказались бы по примеру трех братьев, героев фильма Уэса Андерсона сесть в "Поезд на Дарджилинг". Мечты и тех и других могут отчасти осуществиться в Национальном музее железнодорожного транспорта в Дели, в экспозиции которого представлены паровозы, вагоны, железнодорожное оборудование и утварь, которые использовались чуть ли не со времен основания Великой дороги.

© Фото: Ольга НикушкинаВ 20-30-е годы на таких дрезинах-лимузинах каталось железнодорожное начальство

Этот музей, действующий с 1977 года, привлекает два вида посетителей: страстных любителей железных дорог, приключений и истории, а также шумных и восторженных детей. Первые находят там 47 старинных локомотивов, 20 пассажирских и три товарных вагона и еще 12 "особенных единиц подвижного состава" разного назначения. Но главное — в этом уникальном месте можно сразу, одну рядом с другой увидеть пять видов железнодорожной колеи — разной ширины, причем они все используются в Индии по сей день. Именно этим делийский паноптикум отличается от аналогичных музеев в других странах: здесь представлена колея шириной в 5,6 фута, метровая колея, узкоколейки в 2 фута и в 2,6 фута и даже монорельс. Дети куда больше радуются возможности прокатиться в игрушечном поезде по узкоколейке, исследовать ретроэкспонаты, посидеть в кафе и выпросить у родителей игрушечную модель паровоза ручной работы.

© Фото: Ольга НикушкинаВетеран индийских железных дорог локомотив Рамготти Игрушечное путешествие

Многие посетители начинают осмотр со стоящего на почетном месте старейшего экспоната — локомотива Рамготти, названого в честь генерального директора Нальха-Азимганжской легкой железной дороги, где паровоз-пенсионер начинал трудовую жизнь. В пути, то есть на работе он провел целый век — с 1862 по 1962 год! Старина Рамготти почти ровесник первых индийских железных дорог. Днем их рождения считается 16 апреля 1853 года, когда первый пассажирский поезд проехал 34 километра между станциями Бори-Бундер в Бомбее и пригородом Тхан.

Сегодня в музее, как и в старину, можно услышать звон станционного колокола. Детям, которые уже успели взвеситься на традиционных железнодорожных весах, и их родителям пора садиться в игрушечный поезд и отправляться в путешествие по музею.

© Фото: Ольга НикушкинаЭтот маленький паровозик возил грузы и пассажиров в горной Шимле © , ИнфографикаКуда поехать отдыхать: туристический гид по странамКстати, отношение к маленьким поездам здесь вполне серьезное — подобные составы возят самых настоящих пассажиров по горным железным дорогам Индии, которые считаются особым вкладом этой страны в мировую железнодорожную сокровищницу. Такие недетские-детские дороги, действующие в Дарджилинге и Нилгири, даже были включены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия с формулировкой "выдающийся пример смелого, хитроумного технического решения проблемы создания эффективного железнодорожного сообщения в пересеченной, гористой местности". В музее можно увидеть такие легкие вагончики, используемые на отрезке Калка — Симла.

Поезд провезет вас мимо старых кранов и стрелок, железнодорожных цистерн и вагонов-ресторанов в стиле ретро, мимо военного локомотива Декавил, построенного когда-то для Северо-Западной пограничной провинции (теперь это территория Пакистана). Судя по бронированному локомотиву, эти места были "бурлящими" уже в те времена.

© Фото: Ольга НикушкинаУникальный монорельсовый поезд махараджи Патиалы © flickr.com/ Tim MoffattФатехпур-Сикри: потерянный рай императора АкбараЛюксовый монорельс

Обязательно обратите внимание на монорельсовый поезд — паровоз и один вагон, специально созданные по заказу махараджи Патиалы. Этот правитель повелел построить в своих владениях железную дорогу длиной 50 миль. Но на полноценное двухрельсовое полотно средств не хватало, и махараджа повелел создать монорельс: ведущие колеса паровоза опирались с одной стороны странного состава на рельсу, а с другой стороны прямо по земле катились стабилизирующие колеса.

Вам непременно покажут и вагон принца Уэльского, будущего короля Эдварда VII. Принц ездил в нем во время своего визита в 1876 году в Дели, где в тот момент проходил королевский Дарбар — очень красивый общеиндийский парад с участием всех верноподданных махараджей, навабов, маликов и прочих князьков и местных принцев. В этом вагоне предусмотрен салон и места для четырех вооруженных охранников.

© Фото: Ольга НикушкинаЛичный вагон-салон махараджи Майсура Кришана Рао Водеяра

Не уступает, а, пожалуй, и превосходит его по роскоши деревянный вагон-салон известного своим богатством майсурского махараджи Кришана Рао Водеяра, украшенный узорчатыми резными балконами и гербом с удивительными животными — гибридами льва и слона.

Прокатившись по узкоколейке, можно отправиться в закрытый павильон, чтобы посмотреть на старинную мебель и посуду для пассажиров первого класса, фотографии и модели паровозов и электровозов и даже череп слона, который несколько десятков лет назад, попал под поезд. С тех пор слоны успели привыкнуть к паровозам, а железные дороги на Индостане превратились в огромную развитую сеть. Они и сейчас остаются в Индии главным видом пассажирского транспорта и основным грузоперевозчиком. А потому музей ждет новых экспонатов.

Ольга Никушкина

$(window).bind("fb.init", function(){ $(function(){ $(window).bind("scroll.facebook_feed touchmove.facebook_feed", function(e){ if( $(window).scrollTop() >= parseInt( $("#facebook-userbar-article-end").offset().top ) - $(window).height() && $("meta[property='og:type']").attr("content") == 'article' ){ if( typeof( document.facebook_userbar ) != 'undefined' ) document.facebook_userbar.methods.actions.news.reads.apply(document.facebook_userbar, [ location.href ]) $(window).unbind(".facebook_feed") } }) }); }); 20Tweet $(window).bind("vk.init", function(){VK.Widgets.Like("vk_likebottom", {type: "button", pageUrl: 'http://ria.ru/tourism_navigator/20140120/990177717.html'}, "990177717"); }); НравитсяОт Филеаса Фогга до наших дней: железнодорожный музей Индии12:59 20/01/2014Музей привлекает два вида посетителей: страстных любителей железных дорог, приключений и истории, а также шумных и восторженных детей. Первые находят там 47 старинных локомотивов, 20 пассажирских и три товарных вагона и еще 12 "особенных единиц подвижного состава". К тому же здесь можно увидеть пять видов железнодорожной колеи.Подробнее »

Рекомендуем

Открытие Олимпиады-2014 в цифрах18:41 08.02.2014Самые яркие моменты церемонии открытия Олимпиады в Сочи00:23 08.02.2014Олимпиада: первые победы и разочарования12:12 09.02.2014Олимпиада: итоги первых двух дней10:02 10.02.2014Без коньков и ледовой арены, или Какое шоу презентовал Авербух гостям Сочи14:55 08.02.2014Церемония открытия Олимпийских игр глазами пользователей Instagram17:13 08.02.2014Самая обаятельная Ирина Муравьева10:00 08.02.2014Как зажигают Олимпийский огонь10:00 08.02.2014Протесты в Боснии и Герцеговине18:36 08.02.2014ТрансляцияНастройкиУведомлять меня, когда добавляется активностьАктивностьПригласить друзейСообщить о проблемеВыйти из FacebookУдалить это приложение

Трансляция включена

ВыключитьНапоминать каждый раз, когда добавляется активность

Трансляция выключена

ВключитьНапоминать каждый раз, когда добавляется активностьclose

Добавлено! Теперь ваши друзья знают, что вы просматривали этот материал

OKУдалить из активностиНапоминать каждый раз, когда добавляется активностьВойтиВойтиВключить/ВыключитьНастройки $(window).bind("fb.init", function(){ $(function(){ if( typeof($.fn.facebook_userbar) == 'function' ) document.facebook_userbar = $("#facebook-userbar").facebook_userbar(); }); }); Рубрика: Куда поехать СвежееСвятому Олафу преданная Савонлинна11:48 07.02.2014Рязань, город губернский12:58 06.02.2014На париже: асадо для гаучо12:23 05.02.2014Теги: МестаИндия



Другие новости

Другие новости